Мой опыт учебы в King’s College London

Я
мечтала учиться в Англии с лета 2014 года, когда съездила в летнюю
школу при Оксфордском университете. Но ехать сразу после школы в
бакалавриат я не решилась. Поиск программы и университета растянулся на
два года. Для меня в первую очередь важна была сама программа, ее
содержание. Нельзя отрицать, что рейтинг университета не был для меня
важен. В итоге, после многочисленных метаний я выбрала Кингс, но не
потому что это один из лучших университетов в мире и входит в топ-30, а
потому, что именно здесь была программа, которая полностью
соответствовала моим интересам. Могу сказать, что я довольна сделанным
выбором.

Подход
к образованию в Англии очень сильно отличается от российского. В первую
очередь, мои сокурсники — люди не только разного возраста, но и разных
специальностей. Несмотря на то, что программа историческая, студенты — с
разным бэкграундом: экономика, юриспруденция, социология, международные
отношения. Более того, из-за большого выбора предметов происходит микс
из студентов с разных программ.

В
английской магистратуре всего три предмета, два из которых — по выбору.
Когда я училась на историческом факультете в Высшей школе экономике, у
нас тоже были предметы на выбор, но нам нужно было выбрать два предмета
из всего трех предложенных. Здесь же ты выбираешь два предмета из как
минимум десяти. Все курсы — авторские и узко специализированные. И это
здорово, так как на целый год есть возможность погрузиться в изучение
одной конкретной проблемы. Более того, можно выбрать именно то, что тебе
интересно. Несмотря на небольшое количество предметов, у меня
практически нет свободного времени: хотя моя недельная учебная нагрузка —
всего 7 часов (после ВШЭ это может показаться «халявой», так как у меня
только в один день могло быть 5-6 пар), список литературы к семинарам и
письменные работы не заставляют скучать.


В
Кингсе нет разделения на лекции и семинары, так как формат подачи и
разбора материала определяется самим преподавателем: кто-то читает
лекцию, кто-то больше нацелен на диалог со студентам; а кто-то делает
акцент на групповых заданиях, презентациях и проектах. Более того, нет
проверки степени подготовленности к семинару. Чтение заданной литературы
— это личное дело студента, и ставка делается на самообразование. Здесь
нет понятия «накопленная оценка» или «оценка за семинар», нет учета
посещаемости. Оценка за предмет формируется только из письменных работ и
экзамена (если он конечно есть). Нет рейтингов, а следовательно учеба
проходит в более спокойном режиме. Задания к семинарам, темы письменных
работ, списки литературы — все выкладывается в самом начале учебного
года. Ритм учебы здесь не такой сумасшедший, как в России.

Письменных
работ в целом в Англии намного больше, чем было у меня на историческом
факультете в ВШЭ. За 2,5 месяца надо написать 4-5 письменных работ в
среднем по 2500-3000 слов. Все письменные работы сдаются в электронном
виде анонимно. И это большой плюс, потому что преподаватель проверяет
конкретную работу и у него нет предвзятого отношения к студенту.
Благодаря анонимности и отсутствию рейтингов, студенты не знают оценок
своих сокурсников. Каждый учится для себя. Требования к содержанию
письменных работ тоже отличаются. У нас на уровне магистратуры студент
должен писать сложными предложениями, используя различные термины, т. е.
работа должна быть написано максимально академическим языком. Здесь
совсем другие требования — лучше писать просто и коротко, чтобы любому,
даже самому непосвященному читателю, было все понятно. И всегда есть
ограничения по количеству слов — ни в коем случае нельзя написать больше
установленного максимума.

В Англии совершенно другой
подход к дипломной работе. В России научный руководитель реально
контролирует действия студента, проверяет его текст, обсуждает с ним
цели и задачи работы; происходит постоянный контакт. Фактически, и
студент, и научный руководитель вместе работают над темой. В Англии
такого нет. Дипломная работа — это такая же письменная работа, как и все
другие, написанные в течение года, просто большего объема. Фактически,
студент «придумывает» себе тему и работает над ней в течение года, а
после сдачи руководитель и рецензент читают ее и оценивают, насколько
студент справился со своей задачей. Магистерская дипломная работа
сдается в августе. И, в отличие от наших вузов, нет защиты работы.
Экзамены
(если они есть; все зависит от преподавателя — у меня из трех предметов
экзамен только по одному) проходят в письменной форме и анонимно. В
российских вузах на гуманитарных направлениях 99% экзаменов — устные.
Система
оценивания тоже сильно отличается. Если в Вышке 10-балльная система, то
здесь 100-балльная. И все зависит от факультета. Если в ВШЭ на истфаке 6
за письменную работу считается не самой хорошей оценкой, то здесь 60-69
баллов — это отличный результат. Более того, на гуманитарных
специальностях, в отличие, например, от биологии, математики, физики и
программирования, очень редко можно получить оценку выше 75 баллов.

Как
и в любом университете, в Кингс есть своя библиотека, в которой есть не
только учебники (как в наших), но и специализированная литература по
всем предметам. В России студенту-историку, чтобы найти нужную книгу,
надо идти в РГБ или в ГПИБ, потому то в университетской библиотеке нет
академических трудов. Но только не в Англии. Все необходимое есть в
университетской библиотеке, где книги можно взять на дом. К тому же, у
Кингс обширная подписка на электронные ресурсы, что существенно
облегчает работу. Всегда можно найти необходимые для подготовки к
семинарам или нужные для написания эссе статьи и книги. Это очень
удобно, потому что, например, у ВШЭ очень ограниченный доступ к
электронным ресурсам. Единственный минус библиотеки, на мой взгляд, —
это ее устройство: чтобы найти книгу, нужно самому ходить между
стеллажам и искать нужный том на полке по шифру, а это порой занимает
очень много времени, ведь не всегда книги стоят на своих местах. Плюс,
электронный каталог не всегда правильно отображает шифры книг. И в
библиотеке практически вся литература — англоязычная, что порой
затрудняет работу над некоторыми темами (но это скорее издержки самой
английской академической среды).

В
целом, я могу сказать, что я довольна. Как и везде, есть свои плюсы и
минусы, но это новый опыт. Сравнивать очень сложно и говорить, где лучше
или хуже, нельзя, потому что все зависит от самого человека, его
интересов и требований. Но в моем случае учеба в магистратуре в Англии —
это отличная альтернатива нашей магистратуре и осуществление мечты :)
ВСЁ ОБ ОБУЧЕНИИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
СМОТРИТЕ НА САЙТЕ: WWW.STUDINTER.RU